Category:

Хуту и тутси.

Ситуация с антагонизмом привитых и непривитых теоретически должна привести к множеству гражданских войн. К массовым убийствам и геноциду. Люди будут убивать не из-за того, что их не пустили в кафешку, а за оскорбление. Произойдет ли это на практике я не знаю. По логике вещей это должно произойти, но поскольку большинство людей в мире, это сегодня совершенно тупорылый скот, этого увы может и не произойти.

В связи с этим полезно вспомнить некоторые исторические аналогии. В частности про хуту и тутси.

Вообще до того, как я углубился в эту тему, я знал только официальную историю: мол жил в Руанде такой народ-- хуту. Этот народ не особо любил некое нацменьшинство-- тутси. И в один прекрасный день конфликт дошел до того, что хуту за месяц перерезали почти миллион тутси. Убивали хуту в основном с помощью мечете-- длинного ножа.

Эта история об одном из самых страшных геноцидов скромно умалчивает некоторые факты, которые можно легко нагуглить. Вот сейчас я по памяти про эти факты и расскажу.В каких-то мелких деталях я могу сейчас ошибаться, но надеюсь, что суть этого конфликта мне удастся передать максимально точно.

Во первых немного истории: в Уганде и соседнем Бурунди проживало где-то около 87% хуту и 12% тутси. до середины 19 века это было независимое королевство, Потом это была бельгийская колония, до конца 60-ых 20 века.

Теперь о главном. Чем вообще отличаются друг от друга эти два "народа": хуту и тутси. Ответ простой-- ничем не отличаются, потому что это вообще никакие не народы. Это один народ.

Внешне есть определенные антропологические отличия: у тутси как правило более тонкие "семитские" черты лица, у хуту-- более грубые, негроидные. Есть ярко выраженные тутси и хуту, которых можно определить по лицу, но это скорее исключения. В большинстве случаев по внешности невозможно определить, кто тутси, а кто хуту. Примерно как с армянами и азербайджанцами.

Язык у хуту и тутси тоже одинаковый. Кроме своего языка они как правило владеют французким.

Тутси и хуту, это не разные народы-- это разные классы. И геноцид тутси был именно классовым геноцидом богатых и привилигированных.

Изначально слово "тутси" обозначало "скотоводов, слово "хуту"-- земледельцев. До бельгийской колонизации скотоводы--тутси, занимали в обществе господствующее положение, а земледельцы--хуту подчиненное. Со временем слова тутси и хуту стали синонимами слов богатый/бедный. Тусти-- богатый, а хуту--бедный. Однако эти атрибуты не были вечными. Если хуту вдруг разбогатеет, то он по определению уже становится тутси--богатым.

Вечными эти атрибуты сделали бельгийцы в 1934 году. При переписи населения они начали писать хуту/тутси как "национальность" в паспорта. При чем бельгийцы хорошо понимали, что они делают. Принцип определения тутси/хуту был следующим: у кого больше 8 голов скота, тот тутси, у кого меньше тот--хуту.

После этого бельгийцы начали ставить на все руководящие должности исключительно  12%  тутси. Хуту поняли, что им при такой системе вообще ничего не светит и понемногу начали бунтовать. Не столько против бельгийцев, сколько против привилигированных тутси.

Потом еще  на проблему дискриминации хуту начала обращать внимание католическая церковь. А когда в Бельгии пришли к власти социал-демократы, то они следуя духу времени начали менять политику: снимать с должностей тутси и назначать на них хуту. В 1961 году произошла "социальная революция хуту", которая более или менее покончила с дискриминацией. Вскоре Уганда и соседнее Бурунди стали независимыми государствами и на демократических выборах там побеждали только хуту. Но тутси по прежнему были классом буржуев, обладавших гораздо большим экономическим капиталом. В итоге и в Уганде и в Бурунди начались конфликты.

В Уганде отряды повстанцев тутси потерпели поражение и перешли на малоконтролируемую территории Заира( сегодня Демократическая Республика Конго) откуда совершали нападения на Уганду. В самой же Уганде хуту и тутси по прежнему жили более-менее мирно. Хотя разумеется этот конфликт подогревал национализм хуту. Но надо сказать, что национализм хуту был вполне обоснованным, ибо большинство тутси вообще хуту за людей не считали. Хотя были и браки между тутси и хуту и взаимные бизнесы и т.д.

В Бурундии демократически избранных представителй хуту тутси сверги путем путча и установили военную диктатуру. Были востания хуту, которые армия жетоко подавляла. До 250 тыс. убитых. В столице бурунди часто происходили столкновения между молодежными групировками/бандами хуту и тутси.

Потом в Бурунди снова произошел какой-то путч и были обьявленны демократические выборы. На них разумеется победил кандидат от хуту.

В начале 90-ых самолет в котором находились президенты Уганды и Бурунди, оба хуту, сбили ракетой повстанцы тутси. Хуту в Уганде поняли, что сейчас им снова будет капец и начали решать вопрос-тутси радикальными методами: брали мечете и резали всех подряд. По внешности, как я уже писал тутси от хуту отличить трудно, поэтому они пользовались данными переписи населения, которая была сделана бельгийцами.

Кстати, одним из лидеров молодежной организации правящей партии хуту, которая принимала в геноциде особенно активное участие, был урожденный тутси, которого родители в 1962 году, после "социальной революции хуту", сумели записать в хуту. 

Вообщем геноцид тутси был не национальным, но классовым геноцидом. Геноцидом привилигированнного класса.

Потом тутси взяли реванш и полностью завоевали Уганду. Сегодня в Уганде называть себя тутси или хуту запрещенно. Есть множество памятников геноциду тутси, но нету не одного памятника геноциду хуту, хотя в общих числах в Уганде и Бурундии хуту было убито не меньше, чем тутси.

Такие дела. А теперь переносим всю эту историю на привитых и непривитых и думаем о том что нас ждет.

Buy for 30 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

default userpic
When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.